В морской индустрии безопасность экипажа и пассажиров стоит на первом месте. При возникновении аварийных ситуаций на борту судна важно иметь надежное и эффективное средство эвакуации. Одним из таких решений является полностью закрытая спасательная шлюпка, которая обеспечивает максимальную защиту людей от внешней среды при спуске на воду и в процессе ожидания спасения.
В этой статье мы подробно разберём, что представляет собой полностью закрытая спасательная шлюпка, как она устроена, где применяется и почему она является обязательным элементом на современных судах.
Полностью закрытая спасательная шлюпка — это герметично закрытое судно, предназначенное для экстренной эвакуации людей с основного судна. В отличие от открытых или частично закрытых шлюпок, такая модель полностью защищает находящихся внутри пассажиров от:
ветра, дождя и волн
экстремальных температур
дыма и огня
химических и газовых выбросов
Она оснащается собственной системой вентиляции, запасом пресной воды и продовольствия, радиосвязью, навигационными средствами и может использоваться на протяжении 24–72 часов в автономном режиме.
Максимальная защита от погодных и экологических факторов
Подходит для всех категорий морских судов (включая танкеры, контейнеровозы, пассажирские лайнеры)
Соответствует требованиям SOLAS и Международной морской организации (IMO)
Оснащена системой самоспуска (gravity launch или free-fall)
Минимальное вмешательство экипажа при спуске
Такие шлюпки являются обязательными на:
Нефтеналивных танкерах
Газовозах (LNG/LPG)
Грузовых судах
Буровых платформах
Пассажирских лайнерах
Военных кораблях
Современные шлюпки этого типа запускаются с помощью одной из двух систем:
Гравитационный спуск (Gravity davit system) — шлюпка опускается с помощью специальных кранов.
Свободное падение (Free-fall system) — шлюпка скользит по направляющим прямо в воду, обеспечивая быстрый запуск даже при сильном наклоне судна.
После попадания в воду шлюпка стабилизируется автоматически, включает сигнальные огни и позволяет экипажу оставаться внутри в условиях полной защиты от внешней среды.
Стандартная полностью закрытая шлюпка включает:
Система подачи воздуха и CO₂-фильтрация
Морская навигация и аварийная радиосвязь
Резервуары для питьевой воды и пайка
Защита от воспламенения (огнестойкие материалы корпуса)
Изоляция от токсичных газов и паров
Полностью закрытая спасательная шлюпка — это не просто дополнительное оборудование, а жизненно важный элемент безопасности любого морского судна. Она обеспечивает защиту в условиях, когда каждая минута может стоить жизни, и соответствует самым строгим международным требованиям.